При поддержке
литературного портала
Россия: Боголюбово: поездка 05.2004 обновлено01.07.2011 20:31 Боголюбово - Транспорт - Фото - Май 2004г.

Участники: Вадим, Лиза

Предистория

Давно был наслышан о знаменитой ц.Покрова на Нерли (кстати, куда уларение ставить?). Поездка во Владимир включила в себя, после Суздаля, и это поселение.

2004.05.04, вторник. Во Владимире доехали троллейбусом до ВХЗ, оттуда на маршрутке уже прямо до Боголюбова.

Прибытие

Маршрутка останавливается не доезжая до Боголюбского м-ря.

Боголюбово

Боголюбово: Боголюбский м-рь, запад; 07.05.2004
Как обычно, перед Боголюбским м-рём Лиза накинула платок. На входе местная тётка начала зло ворчать, что в джинсах ей нельзя и т.п. Не надо было иметь семь пядей во лбу, чтобы понять причину такого гостеприимства. Эта тётка приняла Лизу за еврейку – откровенно читалось во взгляде. На следующую за нами компанию, гдн женщины были в шортах и без головных уборов, эта тётка даже не обратила внимания. И эти глупые служки культа ещё хотят, чтобы к ним шли люди... Неправ, люди идут к ним, но такого же рода; глупые и злобные любят собираться в толпы, неважно под какими знамёнами. А т.к. таких в обществе, к сожалению, большинство, властьпридержащие заручаются их поддержкой, всегда демонстрируя по первым каналам ТВ свои посещения церквей. Короче, тема длинная, очевидная и потому скучная.

В центре Боголюбского м-ря находится с.Боголюбской иконы Богоматери. Насколько понимаю, он выглядит именно так, как и было задумано его создателями – слегка помпезный, с приторно-благообразными иконами стиля XIXв. Это уже на вкус каждого. Но было неприятно наблюдать вокруг себя серую массу идолопоклонников, иначе сказать и нельзя. Возможно, мы попали в самый разгар нашествия "паломнических" экскурсий. В соборе, да и вокруг него, было непротолкнуться. Почти все окружающие, за небольшим исключением обычных туристов, были одеты в серо-грязные одежды. Они с одинаково преувеличенным вниманием (простите, можно ошибиться в понимании взгляда одного, двух лиц, но не всей толпы) и слушали свою мышку-"эскурсовода", и пытались молиться. Я очень быстро попытался ретироваться из собора на свет. На выходе был плотный поток выходящих-заходящих, выходящая передо мной одна из этих ненормальных вдруг резко останавливается и также резко поворачивается и начинает креститься, как это делают при выходе из церквей В результате я налетаю на эту дуру, она чуть не падает спиной, в меня врезаются сзади идущие, но уже не так сильно. Так самое интересное, эта дура как начала креститься, так и продолжала, не сделав ни шагу в сторону.

Чуть позже, возле ж/д станции во время ожидания электрички, мы ещё раз увидели одну из этих "экскурсий". Пока они переходили через мост, я немного разглядел их. Поразительное зрелище. Лица – обычных обывателей, на некоторых (мужских) явственно читалось, что они себе на уме, т.е. "заставь дурака богу молиться..." не про них. При этом одежда на них была совершенно не сочеталась с их лицами, поведением; как с помойки или с самого дешёвого second-hand. Вспомнились когда-то увиденные иностранцы в России – намеренно дешёвая совдеповская одежда, но лица и неощущение одетого на себя барахла полностью выдавали их, в толпе практически таких же одетых они выделялись моментально. То же самое и здесь, но немного с другой стороны. Так вот, во главе кометы шла их серая мышка, ядро кометы составляли тётки со средоточенно-хмурыми рожами (кажется, это называется "смиренными"), которые хотели получить максимально за свои расходы на это действо. Чем ближе к хвосту кометы, тем больше расстёгнутых мужиков с одуревшими от этой мутоты лицами, кто-то из них уже начал пить пиво. А сразу после моста в сторону ц.Покрова, куда они все направлялись, несколько бабушек занимались торговлей с рук – на верёвках между деревьями были развешаны всякие платки и пр. Забавно было смотреть, как эта комета проходила в этом месте: чем ближе к хвосту кометы, тем дольше и больше было взглядов на эти товары. Ядро, конечно, не поколебалось, но было видно, что они страдают . Те тётки, что поближе к хвосту, были попроще, останавливались, некоторые даже заметно отстали от своих. Только что они старались держать постную физиономию, а тут сразу такое преображение, при осмотре товара такое деловое, прагматическое лицо, близкое к деревенских бабкам в момент торга. Да, "живот" всё-таки ближе, чем какие-то там идеи и боги. Вот только зачем так самим себе лицемерить... У меня есть предположение возникновения этой толпы. По-видимому, часть народа – те, которые больны всякими болячками, и, в первом приближении, хотят попробовать, чтобы где-то там в небесах что-то щёлкнуло, и они получат исцеление. Другая часть, в т.ч. и из первой части, на старости лет решили на всякий случай подмазаться к богу, а то ведь страшно, вдруг всё-таки после смерти действительно есть система ад-рай. Короче, мотивы понятны - исключительно потребительско-животные. Мне кажется, реально верующие (и думающие) люди в таких толпах не попадаются.

Боголюбово: Боголюбский м-рь: колокольня ц.Рождества Богородицы, запад; 07.05.2004
Самое интересное в этом м-ре – дворцовый комплекс, стоящий в стороне:ц.Рождества Богородицы с колокольней, особенно если хотя бы бегло почитать историю этого комплекса. Внутрь ц. пускают группами (экскурсиями), мне пришлось немного подождать очередной толпы школьников. Посмотреть его снаружи и внутри гораздо приятнее; у меня создалось впечатление, что резиденция Андрея Боголюбского и с.Боголюбской иконы Богоматери соотносятся как серьёзный, умный рабочий шотландский сеттер в годах и молодой, весь красавец хоть куда, но глуповатый шоу-гордон.

Боголюбово: луг перед ц.Покрова на Нерли; 07.05.2004
От м-ря до ц.Покрова на Нерли идти порядка 2-х км. Если выйти обратно из м-ря, то сразу направо. Дальше лучше спросить. Сразу за ж/д станцией начинается большой луг. Как гласит плакат, он является охраняемой зоной, причём разные куски по-разному. Связано это, конечно, с ц.Покрова. Приятно пройтись по такому лугу, в средней полосе таких лугов, пожалуй, уже не встретишь. Да и здесь видно, как местные жители потихоньку пытаются под свои огороды оттяпать пару-другую метров. На широкой тропе на лугу были отчётливо отпечатаны неоднократные следы женщин в шпильках; по этим следам было видно, насколько им тяжело было в своих модных вещах. (16.10.2007 – интересно, эту дорожку они проложили по лугу или как?)

Боголюбово: возле ц.Покрова на Нерли; 07.05.2004
Ц.Покрова на Нерли внтури вся в лесах. Честно говоря, ожидал увидеть чуть поболее. В этом отношении мне всё-таки больше понравился с.Дмитриевский (к сожалению, почти все мои фото этого собора пропали). Реконструкция Н.Воронова, опубликованная в паре увиденных книг, позволяет взглянуть на эту церковь иначе. Если абстрагироваться от виднеющихся домов, то сразу ощущается красота места, где стоит церковь.

Проходя к ц.Покрова, мы предусмотрительно списали расписание электричек на Владимир, чтоб внести разнообразие в обратный путь, тем более, что планировали сразу укатить в Москву (вынужденно, т.к. из Владимира дешёвых билетов до Питера не было). Пока ждали электричку на 13.48, растянулись на лугу под солнцем. Процесс посадки на электричку мне запомнится на долго.

Итого

При посещении Владимира в Боголюбово заехать просто необходимо, благо что совсем рядом. Ещё раз повторюсь – обязательно посмотреть ц.Рождества Богородицы в м-ре и ц.Покрова на Нерли. В общей сложности на Боголюбово мы потратили полдня (примерно к 13 часам уже посмотрели всё интересующее), максимум - две трети, так что при желании можно, например, ещё и несколько часов по Владимиру погулять.


Прокомментировать в ЖЖ
на все материалы сайта действует FAL

разной полезности реклама:

Яндекс цитированияЯндекс.Метрика
Locations of visitors to this pagefree counters